В начале учебного года в Московскую службу психологической помощи поступает немало обращений от родителей в связи с проблемами адаптации ребенка к детскому саду. Поэтому специалисты ежегодно проводят специально разработанные психологические программы для мам и пап малышей.
Впервые оказавшись в детском саду, малыш оказывается в ситуации неопределенности: непонятно, чего ожидать от нового места, так много незнакомых людей, когда мама придет и заберут ли его домой. У ребенка повышается тревожность, которая тормозит его игровую и познавательную деятельность, осложняет общение с окружающими.
В той или иной степени все дети сталкиваются с трудностями адаптации к детскому саду. Как будет протекать этот процесс, во многом зависит от взрослых. Задача родителей — быть готовыми «отпустить» ребенка и помогать ему в первые недели привыкания к новому месту.
Как облегчить процесс привыкания ребенка к детскому саду:
· Совершайте ознакомительные прогулки в детский сад. Полезно сделать это в тот момент, когда за детьми приходят родители. Малыш сможет увидеть, что в детский сад ходят не «навсегда». Такое наглядное понимание поможет ему меньше тревожиться.
· Начиная подготовку ребенка к походу в детский сад, придерживайтесь близкого действующему в детском саду режима дня.
· Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
· Заранее познакомьте ребенка с воспитателями, чтобы он не остался в саду с незнакомыми людьми, а также с помещением (с игровой комнатой, спальней, туалетом и т. д.), со всем распорядком дня в детском саду.
· Поиграйте в детский сад дома. Так события, которые ожидают его в будущем, станут более определенными, это поможет снизить тревогу.
· Заранее подготовьте детский гардероб.
· Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа.
· Провожая ребенка в детский сад, старайтесь переключать его внимание на воспитателя. Покажите ребенку, что это тот человек, которому можно доверять и при необходимости обратиться за помощью. Так ребенок почувствует, что здесь о нем позаботятся, это ускорит процесс адаптации.
· Старайтесь общаться с воспитателями доброжелательно, избегайте конфликтов по пустякам.
· Для расставания и встречи хорошо придумать или использовать уже имеющиеся в семье ритуалы (поцеловать в щечку, помахать рукой на прощанье и т. д.). Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в магазин за покупками» или «Я иду на работу печатать на компьютере»). Скажите ребенку точно, когда вы вернетесь.
· Не опаздывайте, если договорились с ребенком о конкретном времени, забирая его из детского сада.
· Старайтесь не делать перерывов в посещении.
· Встречаясь с ребенком вечером, поинтересуйтесь, что он делал, с кем играл и т. д.
· Малыш, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
· Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша.
· Избегайте посещения гостей и шумных развлечений (лишняя нагрузка на нервную систему).
· Обеспечивайте выход эмоциональному напряжению (пусть ребенок бросает шарики в корзину, рвет газету и т. п.).
· Укладывайте ребенка спать пораньше.
· Старайтесь соблюдать режим детского сада даже в выходные дни.
· Используйте элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).
· Старайтесь не напоминать ребенку о том, что завтра он снова пойдет в детский сад.
· Предложите малышу поиграть с водой перед сном. Такие игры успокаивают нервную систему.
· Чаще бывайте на свежем воздухе.
· Запаситесь терпением, и детский сад станет привычным, уютным местом для вашего малыша. Желаем успешной адаптации вам и вашему ребенку!
В случае возникновения проблем вы всегда можете обратиться в Московскую службу психологической помощи. Квалифицированные психологи ответят на интересующие вопросы, помогут разобраться в причинах происходящего и окажут необходимую поддержку. Подробная информация о работе службы — по единому справочному телефону (499) 173-09-09 или на сайте.